Shandi (shandi1) wrote,
Shandi
shandi1

Categories:

Мертвая дорога



Заброшенный участок Трансполярной магистрали, так же известной как Стройка 501 и Мертвая дорога, начинается прямо у Салехарда (заходить лучше через проезд к дачам с улицы Игарская). Непосредственно после войны Сталин отдал распоряжение о строительстве железной дороги от Воркуты до Игарки, проходящей в непосредственной близости от Северного полярного круга. При этом, скорее всего, он исходил из военных соображений - места эти малонаселенные, и природные ресурсы на тот момент разведаны не были. Работы велись, в основном, силами заключенных. Смертность на стройке была относительно низкой, во многом благодаря начальнику строительства В.А. Барабанову, о котором хорошо отзывались даже зэки. Тем не менее, условия были крайне тяжелыми - морозы зимой и лютый гнус летом порой доводили людей до самоубийства.



В кратчайшие сроки было закончено строительство участка Чум-Лабытнанги, ныне входящего в состав Северной железной дороги, затем был сдан участок Салехард - Надым. Металла не хватало, и для строительства использовали еще демидовские рельсы, привезенные с юга. Ходили по ним составы, частично укомплектованные трофейными немецкими вагонами. После смерти Сталина строительство было остановлено как крайне затратное и не обоснованное нуждами народного хозяйства. До 70-х годов на линии Салехард - Надым еще ходили поезда, но вечная мерзлота исподволь подтачивала дорогу. Мосты разрушались, а рельсы выгибались самым причудливым образом.



В 70-х путешествие по трассе превратилось в своеобразный Кэмел Трофи для железнодорожников. Зачастую приходилось связывать расходящиеся рельсы проволокой и проезжать над реками по одинокой паре рельсов, зависших в пустоте - мостов, когда-то поддерживавших шпалы, больше не существовало. Ездили на так называемых Тяни-Толкаях - скрепленных кузовами грузовиках ГАЗ-62, со специальными колесами, пригодными для езды по железной дороге. Впоследствии путешествовать можно было только на легких дрезинах, причем сперва по рельсам, балансируя над провалом, проходили водители, и лишь затем, убедившись в их прочности, они прогоняли и саму дрезину.



По иронии судьбы, через десятки лет полезные ископаемые по пути следования дороги были действительно открыты, теперь некоторые ее участки в районе Нового Уренгоя вновь эксплуатируются. Ведется строительство новых железнодорожных путей.



Сейчас большинство рельсов на участке Салехард-Надым сняты, а шпалы частично ушли в землю, практически все мосты разрушены и лишь торчат, ощерившись, по обоим берегам деревянные сваи. Иногда на искрошившихся шпалах растут грибы. Порой приходится шагать, то и дело пригибаясь, по узкой тропинке между молодыми деревьями. Параллельно дороге, а порой и по ней самой, проложен зимник. Летом на нем глубокие лужи, так что пешком идти имеет смысл, чередуя насыпь и дорогу. Но самое лучшее время для путешествия по Мертвой дороге - это поздняя весна и осень, начиная с середины августа, когда идет на убыль гнус. Зимой дорога практически скрыта снегом. По пути можно встретить лагеря и ржавеющие брошенные паровозы, однако для этого придется прошагать из Салехарда более ста километров.

река Полуй
Tags: Россия, путешествия, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Лучшие пироги Стамбула

    Истикляль – пожалуй, самая популярная пешеходная улица Стамбула. Туристы бродят толпами вдоль роскошных витрин, нехотя уступая…

  • Гастроли Петра Зубарева в Москве

    Когда я увидел первый спектакль Петра, то полетел в Сибирь, чтобы познакомиться с этим замечательным человеком. Вам таких…

  • Солнце дербентской кухни

    Для горца еда – прежде всего, инструмент выживания. Блюда, изобретенные среди скал и снегов, зачастую красивы, но это – функциональная красота…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Лучшие пироги Стамбула

    Истикляль – пожалуй, самая популярная пешеходная улица Стамбула. Туристы бродят толпами вдоль роскошных витрин, нехотя уступая…

  • Гастроли Петра Зубарева в Москве

    Когда я увидел первый спектакль Петра, то полетел в Сибирь, чтобы познакомиться с этим замечательным человеком. Вам таких…

  • Солнце дербентской кухни

    Для горца еда – прежде всего, инструмент выживания. Блюда, изобретенные среди скал и снегов, зачастую красивы, но это – функциональная красота…